Кризис первого года жизни ребенка вызывает большие изменения в привычной жизни не только ребенка, но и его родителей. Еще вчера малыш был покладистым, но вдруг он становится беспокойным, капризным и не послушным. Почему же так происходит? Сколько длится кризис первого года? Как понять ребенка? И как помочь пройти этот не простой этап в его жизни? Ответы на эти вопросы, поможет найти данная статья.
Почему возникает кризис одного года?
Кризис — это важный и необходимый этап в жизни ребенка, когда накопившиеся изменения в поведении и развитии приводят к переходу на качественно новый этап.
У детей начинают появляться новые интересы и возможности изучения окружающего мира, а прежние способы их удовлетворения уже не подходят, а иногда мешают и сдерживают, поэтому ребенок ищет новые способы саморазвития.
Если хотите устроить малышу праздник, то вам придут на помощь Улыбки.рф
Дети этого возраста приобретают определенную степень самостоятельности: произносят первые слова, делают первые шаги, учатся взаимодействовать с предметами. Но диапазон возможностей еще достаточно ограничен. После того как малыш начинает ходить, расширяется пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по дому, находить множество интересных вещей, требующих изучения и экспериментирования. Но вдруг выясняется, что взрослым можно пользоваться всем этим, а ему — нет. Любопытство и желание изучить все, что встречается вокруг — естественная потребность в этом возрасте, но запреты ребенок еще не понимает, они вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, недовольством, то есть всем тем, что так удивляет родителей и называется в психологии «кризисом».
Симптомы кризиса первого года жизни
Кризис одного года у детей легко определить по его характерным симптомам.
- Прежде всего, ребенок становится беспокойным, упрямым, настырным, непослушным, требующим повышенного внимания.
- Может ухудшаться его сон, общее состояние в течение дня.
- Малыш может слишком много плакать («расстраивается по любому поводу»).
- Ребенок отказывается делать то, что уже хорошо делал (например, держать ложку во время еды, ходить, садиться на горшок).
- Резко увеличиваются новые формы поведения, появляются попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур.
- Появляется повышенная чувствительность к замечаниям — в ответ следует обида, недовольство, агрессия.
- Наблюдается противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
- Ребенок превращается в «мамин хвостик», боясь отпустить маму даже на пару минут.
Кроме того, ваше чадо уже хочет командовать вами, а не наоборот. Малыш осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер, видя, что взрослым разрешено больше, чем ему. Ребенок самостоятельно хочет выбирать время для игр и прогулок, игрушки, а может даже одежду, и что очень важно – он хочет общаться.
Однако, речевое развитие годовалого ребенка не позволяет ему выразить все, что хочется, а на непонимание со стороны родителей малыш может злиться, быть непослушным. Самостоятельность малыша в этот период проявляется по-разному. Он может обижаться, когда ему подсказывают, что делать с игрушкой или книжкой, пытается повторять за родителями их повседневные действия. И в этот момент вам необходимо обернуть процесс в свою пользу. Времени для этого будет достаточно, ведь кризисный период может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.
Как понять ребенка в кризисный период?
Как помочь ребенку пережить кризис первого года жизни
Найти подход к ребенку, у которого кризис 1 года, удается далеко не всем родителям. Многие просто начинают строго пресекать неповиновение малыша, часто его ругать и даже наказывать. Это вряд ли принесет пользу. Скорее только навредит неокрепшей психике ребенка. Малыш просто решит, что родители его не любят. А дальше поговорим о том, что действительно нужно делать, чтобы помочь ребенку в трудный период.
- Как бы это странно не звучало, но меньше запрещайте. Запретное «нельзя», малыш должен слышать в опасных ситуациях, когда он может получить травму. В остальных случаях, вместо запрета – объясните малышу, почему так делать нельзя и опасно. К тому же, не лишним будет убрать или спрятать опасные предметы, чтобы не пришлось забирать их из рук плачущего ребенка.
- Запаситесь терпением и ни в коем случае не кричите на малыша, а уж тем более не шлепайте его, он не поймет за что это, ведь для него он всегда прав. Если ребенок что-то сделал не так, он не должен видеть ваше недовольство. Ему очень трудно в этот период, просто объясните, что не так и немного помогите.
Со временем ребенок научиться контролировать свои эмоции, просто поддерживайте его теплыми словами и своей любовью, ему это необходимо.
- Не разрушайте веру ребенка в то, что он самостоятельный. Пусть он сам одевается, сам кушает кашу или суп, хоть большая часть еды и окажется на столе, зато ребенок будет активным, инициативным и самостоятельным, будет понимать, что ему полностью доверяют.
- Не надо исполнять все капризы своего малыша, это проблему не решит, здесь нужно действовать по-другому, согласовав все между родственниками.
- Не бросайте все дела, чтобы среагировать на первый крик и каприз ребенка. Если родители потакают капризам малыша, то в его голове формируется четкое понимание того, что он имеет психологические рычаги давления на маму и папу, что крайне нежелательно.
- Если у ребенка истерика и его невозможно успокоить или отвлечь, пусть поплачет какое-то время. Не нужно обращать на него внимание. Он поймет, что истерика не поможет и быстро успокоится.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, каждый развивается индивидуально, и не живет по написанному плану, не стыдите своего кроху за неумения, а наоборот, хвалите за любое, даже совсем малое, достижение.
- Всегда поддерживайте своего ребенка, общайтесь с ним, разговаривайте, комментируйте все свои действия, не старайтесь как можно раньше отдать его в садик, или оставить с бабушками. Малыш должен понимать, что мама и папа всегда с ним, и никогда его не бросят, он должен полностью доверять вам, ласкайте его чаще и показывайте, ка сильно он вам дорог.
- Составьте и соблюдайте режим дня. Гуляйте с ребенком чаще, не забывайте про дневной сон, оградите ребенка от конфликтов в семье, чтобы не усугубить его кризисное состояние.
- Отложите все свои дела на задний план, проводите все время с ребенком, чтобы у него не возникало чувство страха и одиночества.
- Учитесь понимать своего малыша. Он пока не может выразить свои чувства словами, поэтому внимательно относитесь к его позывам. Старайтесь не усугублять его эмоциональное состояние, как бы тяжело вам самим не было. Действуйте на опережение, отвлекайте ребенка, тогда, возможно не произойдет истерики и плача
- Не оставляйте ребенка расстроенным после плача и истерики. Он не должен думать, что он плохой и мама его бросила. Побудьте с ним вдвоем, покажите ему свою заботу.
Как вести себя родителям?
Поощряйте стремление ребенка быть самостоятельным. Ненавязчиво показывайте ему, как правильно мыть ручки, набирать в ложку суп, складывать свои вещи. Привлекайте его к «важным» делам: попросите вытереть пыль, разложить по местам машинки или кукол, помочь вам пропылесосить. Тогда малыш будет чувствовать себя полноценным членом семьи, важным, полезным и взрослым.
Не надо кричать и ставить ультиматумы. Не стоит угрожать. Разговаривайте так, чтобы ребенок видел, что вы его слышите и стараетесь ему помочь, а не запретить что-то. Если вы хотите, чтобы малыш надел футболку, то не следует его наряжать через силу или грозить. Постарайтесь говорить так, чтобы у ребеночка всегда был выбор, например: – Ты наденешь красную футболку или синюю? Если вы скажете: «Сейчас будем ложиться спать», ваш малыш наверняка взбунтует. А если вы сначала спросите у него, какую пижаму он наденет, с какой игрушкой будет спать или какую сказку ему прочитать, то у ребенка сложиться иллюзия, что он полностью контролирует процесс и ему останется лишь выбрать куклу, пижаму или сказку.Такую тактику стоит применять всегда, когда ваше чадо начинает капризничать. Вы убьете двух зайцев: переключите внимание и покажете, что его мнение для вас значимо.
Если вы пытаетесь помыть ребенка, а он бьется в истерике, вырываясь из ванной, попробуйте, прежде чем его раздеть и запустить в воду, спросить, кого он хочет искупать – своего любимого утенка или куклу-голыша? Тогда купание приобретет совсем другой смысл – ребенок почувствует важность выполняемого действия – ведь он купает свою игрушку!
Когда становится совсем трудно, напоминайте себе, что так будет не всегда. Просто сейчас ваш малыш очень быстро взрослеет. Ребенку, переживающему кризис, очень нужны любящие и спокойные родители. Если вы не найдете способ, как восстанавливать свои силы, вы просто не сможете справиться со всеми истериками и капризами карапуза. Поэтому не геройствуйте, изображая никогда не устающих супер-родителей. Любите не только ребенка, любите себя! Дышите глубже, ищите точки опоры и источники энергии.
Временами, если хочется наказать ребенка, уйдите в другую комнату (оставив ребенка под присмотром или в безопасности), досчитайте до 10, успокойтесь и вернитесь с новыми силами, как бы трудно не было – кризис обязательно пройдет и все наладится!
Да фигня всё эти кризисы! Дети все время выделываются, просто в каждом возрасте свои закидоны, надо с ними справляться с самого раннего возраста, тогда, чем старше, тем меньше проблем.
не так уж страшен кризис, как его малюют, если вы будете четко представлять, что и почему происходит с вашим годовалым ребенком.
А я считаю это не кризис , а созревание нервной системы. Когда надо начинать говорить первые нельзя.
Только действуя вместе с ребёнком, но не вместо него, можно очень быстро преодолеть кризис первого года жизни, заодно заложив надёжную основу для гармоничного развития и прекрасных, доверительных отношений с ребёнком в будущем.
Самостоятельность эта начинает доставлять родителям всё больше неудобств, потому что теперь она проявляется в ежедневных конфликтах. Получается тупиковая ситуация, когда ребёнка уже нельзя заставить
И вот он уже скандалит по любому поводу — отстаивает свои гастрономические вкусы, отвергает новую одежду, на каждом шагу ставя маму с папой в тупик. Но это только начало!
Но что же кроется за подобными изменениями в поведении на первом году жизни ребёнка? Если подумать, то можно увидеть в этом желание самоутвердиться и уравнять себя с родителями. Упрямство и негативное отношение к замечаниям традиционно классифицируются, как признаки кризиса трёх лет ребёнка. Но, оказывается и в первый год жизни ребёнка формируются аналогичные признаки.
Нарушение засыпания может стать изнурительной проблемой не только для самого ребёнка, но и для его родителей.
В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
Слезы и крики малыш начинает использовать для того, чтобы добиться желаемого результата. В психологии это называется манипуляторным плачем. Конечно, родителей это выводит из душевного равновесия, они готовы на все, лишь бы прекратить эти душераздирающие вопли.
Рекомендации психолога. Такое случается, если у ребенка между 6 и 10 месяцами произошла какая-то травма развития. В какой-то момент мамы не оказалось рядом, или она не поддержала, когда было плохо, или он остался наедине с человеком, который его напугал. Возможно, в этот период был переезд или еще какие-то серьезные изменения в жизни. Из-за этой травмы развития у ребенка могут формироваться различные страхи. Желательно в этой ситуации получить консультацию детского психолога. Он поможет определить, какой именно страх у ребенка, за какой травмой развития он стоит, и подскажет, как реагировать на такое поведение малыша. Может быть и так, что никакой травмы развития не было, а ребенок уже осваивает первые навыки манипуляции и требует постоянного присутствия мамы только потому, что с ней комфортно. В любом случае нельзя малыша ругать, раздражаться на него, игнорировать его плач. Иначе это травмирует ребенка.
До годика малыш передвигался преимущественно на руках родителей. К первому году он осваивает вертикальное хождение и получает первый виток отделения от родителей: малыш хочет больше свободы. Вот тут и проявляется его характер: он капризничает по любому поводу. То отказывается есть любимое брокколи или не хочет возвращаться домой с прогулки. Ребенок требует считаться с его мнением.